Предложения по изменению закона РБ «Об ответственном обращении с животными»
Актуально на 2025 год
I. Ужесточение ответственности за жестокое обращение с животными
1. Дополнить пунктом 1.7 и 1.8 статью 31 главы 7:
- п. 1.7. Возраст привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.16.29 КоАП снижается до 14 лет.
- п. 1.8. Возраст привлечения к уголовной ответственности по ст.339-1 УК РБ снижается до 14 лет.
Усилить наказания предусматривающие внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Республики Беларусь:
- снижение возраста привлечения к ответственности за статьи 16.29 КоАП РБ и 339-1 УК РБ;
- усиление наказаний по административным правонарушениям и уголовным преступлениям за жестокое обращение с животными, а именно – увеличение размера штрафов, увеличение срока лишения свободы;
- увеличение сроков привлечения к ответственности по ст.ст.16.29 и 16.30 КоАП РБ.
🔍 Обоснование: Жестокое обращение с животными является не только моральным, но и правовым преступлением. В современном обществе оно всё чаще связывается с повышенной склонностью к насилию над людьми. Понижение возраста привлечения к ответственности позволяет учитывать рост уровня осведомлённости подростков и их способность осознавать последствия своих действий. Ужесточение наказаний соответствует европейским нормам защиты животных, а продление сроков давности даёт больше возможностей для расследования и доказательства фактов жестокости, особенно если они выявляются спустя время. Это также позволит привлекать к ответственности организаторов группового живодёрства и издевательств в интернете.
II. Запрет использования диких животных в развлекательных целях
2. Дополнить пункт 1 статьи 19 главы 4 абзацем:
Использование диких животных в цирковых представлениях, на культурно-развлекательных мероприятиях, а также в уличных фотосессиях в парках и зонах отдыха запрещено.
🔍 Обоснование: Содержание диких животных в неволе ради развлечений — это жестокость, основанная на принуждении и нарушении естественных инстинктов. Животные находятся в стрессовой среде, подвергаются насилию, транспортировке в неподходящих условиях. Существует риск передачи заболеваний людям. По данным международных организаций, более 70 стран уже полностью или частично запретили использование диких животных в цирках. Это важно не только из гуманных соображений, но и для обеспечения безопасности населения.
III. Обязательная кастрация безнадзорных животных
3. Внести изменения с дополнением в пункт 2.5 статьи 12 главы 3:
Животные, не представляющие племенной или служебной ценности, подлежат обязательной стерилизации (кастрации) в рамках региональных программ по контролю численности безнадзорных животных.
🔍 Обоснование: Число бездомных животных в Беларуси продолжает расти, что связано с отсутствием системного подхода к регуляции популяции. Стерилизация помогает решить проблему гуманным способом, минимизируя выброс потомства на улицу. Также она снижает уровень онкологических и инфекционных заболеваний у животных, уменьшает агрессию и метки территорий, делая их безопаснее для людей. Международный опыт показывает, что ОСВВ-программы (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск) эффективны и этичны.
IV. Запрет отлова кошек
4. Внести изменения в пункт 1 статьи 28 главы 6:
Отлов кошек запрещён, за исключением случаев, связанных с угрозой распространения бешенства или других особо опасных инфекционных заболеваний.
🔍 Обоснование: Кошки не представляют угрозы для людей, если не болеют. Отлов и усыпление здоровых животных — это не только жестоко, но и контрпродуктивно, так как на освобождённой территории приезжает новая популяция. Это создаёт замкнутый цикл, который не решает проблемы, а усиливает её. Единственный оправданный повод для отлова — эпидемиологическая угроза, например, бешенство. Во всех остальных случаях необходимо переходить на программы стерилизации и содержания животных в естественной среде.
V. Создание домиков для стерилизованных кошек
5. Дополнить пункт 2 статьи 26 главы 6 следующим содержанием:
Органы местного управления обязаны обеспечивать создание и содержание специализированных домиков для проживания вакцинированных и стерилизованных кошек на придомовых территориях. Уход за данными животными осуществляется волонтёрскими организациями или ЖКХ.
🔍 Обоснование: Домики позволяют животным пережидать холодное время года в относительной безопасности. Это часть программы ответственного содержания животных на улице (TNR). Такие меры снижают число выбрасываемых животных, уменьшают конфликты с населением и обеспечивают комфорт для самих животных. Примеры успешного применения таких мер есть в России, Литве, Польше, где такие домики устанавливаются по инициативе муниципалитетов и волонтёров.
VI. Продление срока содержания животных в приютах
6. Оставить без изменений пункт 1 статьи 28 главы 6:
Срок содержания животных в пунктах временного содержания продлевается до 30 дней с момента помещения.
🔍 Обоснование: Стандартные 5–10 дней — недостаточно для полноценного лечения, вакцинации и кастрации животного, а также для поиска владельца или нового дома. Особенно это касается больных, старых и/или травмированных животных. Увеличение срока позволяет сделать процесс более гуманным и эффективным, снизить количество усыпляемых животных и повысить вероятность их возвращения домой или повторного усыновления.
VII. Выгульные площадки для животных
7. Внести изменения в пункт 2.9 статьи 12 главы 3:
В каждом населённом пункте создаются площадки для выгула собак за счёт средств местного бюджета.
🔍 Обоснование: Данная мера поможет снизить число нарушений при выгуле собак без намордников и поводков, т.к. для разрешённого свободного выгула не хватает площадок, расположенных близко к придомовым территориям. На сегодняшний день площадки часто находятся на большом расстоянии ввиду их маленькой численности. Наличие официальных площадок снизит количество жалоб, повысит культуру содержания животных и создаст условия для безопасного контакта между животными и людьми.
VIII. Запрет деятельности притравочных станций
8. Дополнить пунктом 4 статьи 19 главы 4 следующим содержанием:
Деятельность притравочных станций запрещена. Все существующие объекты подлежат ликвидации.
🔍 Обоснование: Притравочные станции — это места массового жестокого обращения с животными. Там животных подвергают физическому и психологическому насилию ради подготовки охотничьих собак. Это противоречит принципам гуманного отношения к животным, провозглашённым Конвенцией Совета Европы по защите животных. Запрет на такие станции уже существует в ряде стран, включая Литву и Польшу.
IX. Запрет тестирования на животных
9. Изменить статью 20 главы 4 на:
Использование животных в научных экспериментах и испытаниях всех видов запрещено, в том числе с применением обезболивающих препаратов.
🔍 Обоснование: Тестирование на животных не только негуманно, но и научно несостоятельно. Многие исследования показывают, что результаты опытов на животных плохо коррелируют с человеческой физиологией. Современные технологии позволяют использовать альтернативные методы: моделирование на органоидах, компьютерное моделирование, клеточные культуры. Введение запрета поможет вывести Беларусь на новый уровень научной этики и соответствовать международным стандартам.
X. Регулирование частного разведения животных
10. Дополнить пунктом 9 статьи 15 главы 4:
Разведение и реализация животных допускается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Республики Беларусь. Установить обязательный единый налог для граждан, приобретающих породистых животных.
🔍 Обоснование: На данный момент многие люди, занимающиеся разведением породистых животных, не обладают достаточными знаниями и часто скрещивают особей неправильно — между родственными особями или даже с грубыми нарушениями зооагротехники. Это приводит к рождению животных с патологиями, которые впоследствии выбрасываются на улицу как «непригодные» для дальнейшего содержания или разведения. Введение единого налога ограничит количество безответственных покупателей, стремящихся к незарегистрированному разведению животных с корыстной целью. Это также простимулирует граждан приобретать животных из приютов, что увеличит шансы на обретение домом беспородных и бездомных животных.
XI. Введение нормы об обязательном чипировании
11. Внести дополнительную статью в главу 4:
- Обязательность чипирования: Все животные-компаньоны, независимо от возраста, подлежат обязательному чипированию.
- Сроки чипирования: Процедура должна быть проведена в течение 3 месяцев после рождения или в течение 6 месяцев после вступления закона в силу для уже имеющихся животных-компаньонов.
- Порядок чипирования: Должна проводиться под строгим контролем ветеринарного врача в лицензированном ветеринарном учреждении.
- Внесение в базу данных: После чипирования данные о животном и его владельце должны быть внесены в единую государственную базу данных.
- Обязанности владельцев: Владельцы обязаны обеспечить чипирование своих питомцев и своевременно обновлять информацию в базе данных при изменении адреса или контактных данных.
- Ответственность за нарушение: За несоблюдение требований по обязательному чипированию предусматривается административная ответственность.
🔍 Обоснование: При отсутствии чипа невозможно определить, кому принадлежало животное, а значит, нельзя найти виновного и предотвратить повторение. Чипирование — безболезненная и гуманная процедура. Метод используется уже более века и успешно применяется во множестве стран мира. По сравнению с татуировкой или клеймением, вживление транспондера считается наиболее безопасным способом идентификации животного. Чипирование позволит снизить уровень безнадзорных животных и повысить ответственность владельцев.
Здесь мы собираем предложения по изменению законодательства о жестоком обращении с животными. Нам очень важно ваше мнение 👇

При поддержке группы: «Против живодёров Беларусь»
